В тетралогии («Мир человека», «Добро и зло», «Бытие и быт», «Мудрость слова»), собранной в фундаментальном труде «Древнерусская цивилизация. Наследие в слове», профессор В.В. Колесов продолжает лучшие традиции сформировавшейся еще на исходе XIX века Петербургской (Петроградской / Ленинградской) филологической школы, для которой, как считал сам Владимир Викторович, характерен преимущественный интерес к смыслу, а не форме, развитию/процессам, а не модели, динамике, а не описанию фактов [Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова…». СПб., 1999. С. 313–319]. В.В. Колесов исследует русскую ментальность, анализируя семантику (смысл) лексического уровня языковой системы в динамике функционирования и развития отдельных лексико-семантических единиц. Глобально подходя к каждой проблеме, Владимир Викторович при изучении и представлении языковых фактов наглядно реализует научные принципы современной лингвистики (антропоцентризм, экспансионизм, эскпланаторность, неофункционализм, текстоцентризм), причем делает это на уровне сути, а не терминологии, как в ряде работ современных лингвистов.
Предисловие автора
Предлагаемая читателю книга написана давно, еще при других обстоятельствах жизни, первый том вышел еще в 1986 году. Две другие части не были изданы, поскольку до последнего времени официальная идеология игнорировала историю русских идей. Теперь появилась возможность опубликовать полное исследование, которое последовательно и достаточно полно описывает характерные черты человека Древней Руси с точки зрения его чувств, разума и воли. Первая часть рассматривает социальные воззрения средневековой Руси («Мир человека»), вторая и третья – этические и эстетические («Добро и Зло», «Бытие и быт»), четвертая посвящена описанию интеллектуального развития восточных славян («Мудрость слова»).
За прошедшие годы появилось не очень много новой литературы и основательных суждений, касающихся затронутых в книге проблем; в сущности, они не восполняют сведения и материалы, уже использованные при написании этой книги. Уточнения и ссылки могут касаться лишь тех исследований, которые рассматривают проблему или частные ее фрагменты с новой точки зрения. Такова причина, почему я не перерабатывал текст кардинальным образом; в новых условиях это означало бы писать совершенно другую книгу. Перечитывая рукопись, я понял, что и в этом виде она представляет определенный интерес; быть может, как отправная точка дальнейших изысканий в этой области гуманитарных наук. Всеобщий интерес к означенной проблематике свидетельствует о том, что она может оказаться полезной. Исторических экскурсов в область русской «ментальности–духовности» не так уж много, но подобные исследования могут перевести изучение предмета с обобщенно-типологического на конкретно-историческое основание.
Но что решительно изменилось за эти годы, что внушает надежду на углубленное изучение темы с точки зрения русской философской рефлексии – так это возвращение читателям русских мыслителей, интуиция которых во многом отразила те представления о жизни и судьбе, которые складывались в Древней Руси и развивались в средневековой России. Времена все-таки изменились. При работе над первой частью книги редактор заботливо очищал книгу от текстов Хомякова и Бердяева, оставляя Гоббса и Энгельса. Сегодня мы можем войти в мир суждений, выстраданных русской ментальностью.
Во многом эти невольные пропуски я восполнил в книгах «Русская ментальность в языке и тексте» (СПб.: Петербургское востоковедение, 2007) и «Реализм и номинализм в русской философии языка» (СПб.: Логос, 2007). В них критически описана рефлексия русских авторов по поводу русской духовности и ментальности в аспекте современных научных представлений. В целом, это позволило представить широкую панораму действий русского склада ума прямым образом, через древнерусские тексты, и отраженно, через его восприятие современной, изощренной философской мыслью.
Во всем остальном сохраняется в силе сказанное мною в предисловии к первой части. Еще раз напомню, что речь идет здесь о древнерусской эпохе, чуть-чуть затронуты тексты до начала XVII века, не дальше. Это – время первых толчков в развитии чувства и мысли, начало движения к нашему времени... словом, тот узловой момент отечественной истории, с которого все началось и который все еще определяет наше духовное существование.
Полвека тому назад, когда книга только задумывалась, современная когнитивная лингвистика делала первые шаги, о единстве слова и мысли мало кто знал, а кто знал – разрывал их на лингвистику и логику. В реконструкциях средневековой ментальности и оттенках бытового уряда приходилось руководствоваться идеями Вильгельма фон Гумбольдта или А.А. Потебни, а также редких их последователей. По этой причине в книге еще не используются ключевые слова когнитивистики, такие, как концепт и ментальность. Сегодня эта область научного знания разработана достаточно хорошо, но, к сожалению, не в историческом аспекте. Таковы родимые пятна всех возникающих научных направлений: они довольствуются актуальными событиями дня, не заглядывая в прошлое. Предлагаемая работа может быть полезной в дальнейшей разработке проблем национальной ментальности и коллективного сознания.
Несколько слов о названии книги. В первом издании все части публиковались отдельно под общим названием «Древняя Русь: наследие в слове». В собранном воедино варианте оказалось, что такое название не отражает содержания книги – многие проблемы материальной культуры здесь опущены, да и понятие «Древняя Русь» они отражают неполно. Речь здесь идет о сложном сплаве духовной цивилизации и духовной культуры, причем культура составляет значительную часть содержания цивилизации. Термин цивилизация выражает уровень общественного развития за достаточно продолжительный отрезок времени, с XI по XVII век. Самая главная задача, стоявшая передо мной как автором, была проблема разграничения хронологических уровней по вертикали и содержательных состояний по горизонтали. Это своего рода исполнение завета Александра Афанасьевича Потебни, который заметил, что поверхность жизни всегда пестрит наслоениями разных стадий развития, и это препятствует пониманию того, как социальный организм развивался.
Писатель-народник Шелгунов в свое время заметил: «Еще и сегодня на Невском проспекте встречаются люди из XI века», «а также из всех последующих веков», – добавлю я. Идентифицировать их моральные и социальные установки, оценить их роль в современном обществе можно, только описывая повадки и походку их предков, еще лишенных современных знаков культуры.
Выражаю глубокую признательность генеральному директору Института русской цивилизации О. А. Платонову, высоко оценившему итоговые труды моей жизни и посчитавшему необходимым суммировать их в единое энциклопедическое издание «Древнерусская цивилизация. Наследие в слове» с общим филологическим указателем.
В. Колесов
Аннотация
Энциклопедическое издание «Древнерусская цивилизация. Наследие в слове» является итоговым трудом выдающегося русского ученого Владимира Викторовича Колесова. Оно завершает и подытоживает многолетние исследования автора по истории русского языка и развитию ментальности древнерусской цивилизации.
Первая часть издания посвящена исследованию социальных терминов Древней Руси, вторая – этических категорий, третья – эстетических и этических терминов, четвертая показывает последовательное мужание мысли в русском сознании и связанными с ним формами познания – это собственно и есть описание древнерусской ментальности.
При подготовке своего труда автор пользовался материалами более чем 30 книгохранилищ и библиотек – различными периодическими и одиночными изданиями древних текстов, число которых приближается к 300, а также 24 авторитетными многотомными словарями. Список использованной литературы содержит до 450 наименований, и это только те материалы, прямые ссылки на которые присутствуют в тексте. В словоуказателе, который объединяет все части этого труда и превращает его в филологическую энциклопедию древнерусской цивилизации, представлено более 4 000 слов, которые так или иначе объясняются в труде.
Предисловие
Введение
Глава первая. Свои и чужие
Племена и колена
Род
Род и семья
Семья и свои
Близкие и ближние
Друг и брат
Чужой и гость
Враг и ворог
Глава вторая. Жизнь и свобода
Жизнь и житье
Жизнь человека
Боль и болезнь
Болезнь и смерть
Свобода
Воля
Заповедь и закон
Нрав и обычай
Глава третья. Человек и люди
Язык и языки
Народ и полк
Люди
Человек
Человек и муж
Челядь
Смерд и холоп
Холоп и роба
Мужи и люди
Знатный и подлый
Глава четвертая. Дом и мир
Дом и двор
Хоромы и палаты
Лес дремучий
Чистое поле
Белый свет
Весь мир
Покорение мира
Глава пятая. Власть и держава
Отчина и отечество
Пределы земли
Земля и страна
Волость и власть
Царство-государство
Держава
Старый и старший
Вождь
Слово Древней Руси
Добро и зло
Введение
Глава первая. Сопоставления и характеристики
Десять заповедей и Нагорная проповедь
Личина и образ
Деяние и действие
Пороки и добродетели
Этика запретов
Развитие смысла в движении терминов
Идеал: подвиг подвижника
Гармония справедливости
Углубление системы
Открытость системы
Системность системы
Пороки и страсти
Вещь и дело
Грех и вина
«Умное делание»
Сопоставления
Символ и понятие
Глава вторая. Лики на заре
Правда закона в истине благодати
Жажда свободы против похоти воли
Праведный труд и правое дело
Напутное слово
Глава третья. Добро и зло
Возвращение в мир
Языческие божества
Бесы
Чудо-диво
Добро и благо
Рождение блага
Благодать и добродетель
Разрушение зла
Добро и зло
Добрый человек и благое дело
Распространение добра
Глава четвертая. Душа и личность
Дух и душа
Душа и тело
Тело и плоть
Плоть и душа
Лицо
Личность
Человек и сила
Воля
Глава пятая. Красота-лепота
Лепота
Красота
Вещь и идея
«И свет во тьме светит...»
Глава шестая. Вера, надежда, любовь
Вера и надежда
Любы и любовь
Любовь да ласка
Любовь как страсть
Развитие чувства
Женская доля
Любить и нравиться
Ненависть и милосердие
Заключение
Бытие и быт
Глава первая. Первый синтез: домострой
Этика экономики
Происхождение Домостроя
Композиция Домостроя
Содержание Домостроя
Семья и дом
Слово и дело
Взгляд со стороны
Идеальный образ
Глава вторая. Лихо и беда
Страшный мир
Напасть, пакость, пагуба
Беда и победа
Язва и вред
Свара и спор
Мятеж
Вред и туга
Нужа и лихо
Глава третья. Ужас и гнев
Горе не беда
Страх и ужас
Гнев и ярость
Гнев и надмение
Вина
Грех
Стыд и срам
Совесть
Глава четвертая. Обман и ошибка
Хитрость
Лукавый
Лесть
Обман
Проныра и лжец
Мерзость, гнусность, скаредность
Отвратность окаянного
Ошибка
Глава пятая. Месть и защита
Тать, разбойник и вор
Лихва и продажа
От мести ко мзде: воздаяние
Тяжба
Помощь и защита
Забота
Блюсти и хранить
Сторожить и стеречь
Глава шестая. Польза дела
Дело, труд, работа
Легкость и польза
Облегчение жизни
Выгода или целесообразность?
Богатство
Богатство и собственность
Глава седьмая. Радости жизни
Равновесие чувств
Привет и пожелания
Радость и веселье
Торжество и праздник
Смех
Брань и ругань
Питие зельное
Зависть и лень
Дурь
Авось, да небось, да как-нибудь
Глава восьмая. Утверждение качеств
Признаки качеств
Быстрый, скорый, борзый
Напрасный и тощий
Простый и добрый
Плохой и хороший
Крепкий и твердый
Самый-самый
Изящный
Отвердение качеств
Глава девятая. Честь и судьба
Правда и справедливость
Долг и обязанность
Достоинство и уважение
Судьба
Судьба и рок
Счастье
Бытие и быт
Глава десятая. Герой и подвижник
Два характера
Бодрый и буйный
Доблесть и дерзость
Храбрость и мужество
Смелость и отвага
Древнерусский святой
Святость героя
Заключение. Шорохи времени
Мудрость слова
Вступление в тему
Введение
Глава первая. Чувство
Чутье и чувство
Осязать посягая
Чувство жизни
Мера чувств
Вкус и запах
Наитие и чутье
Делать, чтобы прозреть
Прозреть, чтобы видеть
Ощущение чувств
Видеть, чтобы ведать
Говорить, чтобы сказать
Глава вторая. Разум
Мысль и слово
Исходное распределение
Мысль в разуме
Слово и разум
Ум за разум
Постижение сущего
Уловление идеи
Образ
От образа к понятию
Истинная правда
Постижение истины
Глава третья. Воля
Чутье и воля
Условная точность
Совокупность множеств
Хотеть и волить
Желание и хотение
Достойное подобает, надобное годится
Преобразование модальностей
Глава четвертая. Знание
Слово и дело
Знание и вера
Точка отсчета
Степени признака
Троичность сущего
Иной и другой
Ступень и степень
Сан и чин
Чин и ряд
Мера и лад
Середина и центр
Головной и главный
Основное и главное
Словесные степени
Вещь
Вещь в бытии
Глава пятая. Сознание
Имя и знак
Символ
Поиски сущего
Признаки свойства
Погружение в отвлеченность
Утверждение отрицанием
Степени отвлеченности
Остановленное движение
Единичная совокупность
Предметность признака
Конкретность отвлеченности
Образец – парадигма
Действительность
Глава шестая. Познание
Суть бытия
Точка в пространстве
Объемность пространства
Прийти в движение
Путь-дорога
Правый и левый
Время времен
Пространство времен
Сложение времен
Облики времени .
Глава седьмая. Концы и начала
Время действия
Будущие времена
Восприятие времени
Качество
Количество
Исчисление качеств
Причина
Цель
Условие следствий и причин
Сгущение мысли
Заключение
Сокращения
Словари
Источники
Литература
Словарь-указатель
Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. 312 с.
Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Кн. 1. Мир человека. СПб. : Филол. ф-т С.-Петерб. гос. ун-та, 2000. 326 с. (Филология и культура).
Вторая часть. Добро и зло
Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Кн. 2. Добро и зло. СПб.: Филол. ф-т С.-Петерб. гос. ун-та, 2001. 304 с. (Филология и культура).
Третья часть. Бытие и быт
Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Кн. 3. Бытие и быт. СПб.: Филол. ф-т С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. 400 с. (Филология и культура).
Четвертая часть. Мудрость слова
Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Кн. 4. Мудрость слова. СПб.: Филол. ф-т С.-Петерб. гос. ун-та, Нестор-История, 2011. 480 с. (Филология и культура).
Колесов В.В. Древнерусская цивилизация. Наследие в слове / Словоуказатель – Н.В. Колесова / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 1120 с.