- Роль в развитии науки
- Говорит В.В. Колесов
- Официальная аннотация
- Оглавление
- Глоссарий
- Печатное издание
- Электронная публикация
- Доксограф
Это исследование о приближении «мысли русских философов к идее концепта — своего рода секуляризации традиционной версии Троицы и ее ипостасей» — автор считал второй частью книги «Философия русского слова» и включал в цикл работ по когнитивной лингвистике («Язык и ментальность», «Русская ментальность в языке и тексте» и др., затем «Основы концептологии» и «Концептуальное поле русского сознания»). В первую очередь читатели обращаются к ней в поиске решений теоретических лингво-философских проблем, связанных со становлением и развитием русского сознания — «в том виде, как оно отложилось в значениях русских слов, в смысле русских текстов и в содержательных образах русских философов». Разнообразные точки зрения и определения философов согласовываются друг с другом через приведение к общему масштабу — семантическому треугольнику. Кроме того, книга часто используется читателями и как своеобразная «хрестоматия»: в оригинальной последовательности автор приводит обширные цитаты из сочинений крупнейших мыслителей, которые выявляют их действительную точку зрения на сущность языка.
Взгляд с точки зрения вещи ставит идею и знак в отношение равноценности: знак = идее; взгляд с точки зрения идеи ставит в отношение равноценности знак и вещь: знак = вещи; взгляд с точки зрения знака ставит в отношение равноценности идею и вещь: идея = вещи. Таковы исторически развивавшиеся точки зрения на соотношение общего и частного (сущности и явления). Первый есть номинализм, второй — концептуализм, третий — реализм. Если теперь связать воедино последовательные моменты феноменологических редукций от коммуникативного акта (вещи) до гносеологической сущности концепта (идеи) с показанным здесь символическим размещением «углов» семантического треугольника (прежде всего — идеи и вещи, окажется, например, что коммуникативный подход к языку есть целиком идея номиналистическая (она исходит от вещи и пытается увязать понятие со словом в тексте), а когнитивный подход к языку есть идея реалистическая (поскольку исходит из слова и ищет зависимость между идеей и вещью), в одинаковом их отличии от рационалистически концептуального подхода («слова и вещи»), согласно которому принцип смысла является основным содержанием филологии текста.
Отношение знак–идея образует уровень познания, потому что вещь познается в идее через слово; отношение идея–вещь образует уровень сознания, потому что слово сознается как воплощение идеи вещи; отношение знак–вещь образует уровень знания, потому что идея есть воплощенное знание вещи через слово. Таково именно соотношение (в указанном порядке) между номинализмом, реализмом и концептуализмом независимо от их оттенков.
<…> отношение к языку и речи. Номиналист исходит из речи как явления, а реалист стремится постичь сущность, каковою в этом смысле становится язык. Концептуалист в соответствии со своими взглядами в состоянии совместить обе стороны, подвергая исследованию и язык, и речь. <…> В частности, лишь концептуалист Ф. де Соссюр смог сформулировать дихотомию язык – речь.
<…> реалист исходит из цельности идеи и «нисходит» к феноменам через образ; номиналист, напротив, исходит из частных проявлений вещи и тем самым «восходит» к идее через понятие.
Современные номиналисты разводят веру и разум, а реалисты полны решимости их соединить в общем познавательном усилии; дедуктивные методы исследования так или иначе развиваются в границах реализма, тогда как индуктивные получили преимущественное внимание со стороны номиналистов; номиналисты исходят из эмпирического опыта, обращая внимание на вещь (совокупности вещей: классы и группы), тогда как реалист всегда заряжен идеей качественности, качественного своеобразия тех же вещей (качество важнее количества, содержание понятия важнее объема понятия); номиналист замыкается на предметном мире здесь и теперь, тогда как реалист обязательно должен проследить развитие идеи, воплощающейся во многих своих проявлениях; его интересует не явление само по себе, как номиналиста, но сущность этого явления, отраженная в слове, и он не может ограничиться простым описанием фактов, подобно номиналисту, поскольку чисто интуитивно он провидит тайный смысл бытия за видимостью со-бытия.
Словом, номиналист предстает рассудительным скептиком, тогда как реалист — романтик мысли, почти мистически воспринимающий сущее как существующее существо. Вместе с тем мы замечаем, насколько тесно увязаны друг с другом все признаки, отделяющие романтическую диалектику познания реалиста от феноменологических установок номиналиста. Одно вытекает из другого: изменяется качество, которое не просто интуитивно выявляют, но и приписывают вещи, пытаясь постичь ее сущность.
Классические направления гносеологии как теории познания определялись двумя координатами: грубо говоря, соотношением «углов» семантического треугольника и отношением к элементам понятия — содержанию его и объему.
Именно реализм сознанием связывает понятие с предметом, исходя из обозначающего их слова; единственная связь слова (знака) с понятием (идеей) в таком случае определяется словесным значением, т.е. содержанием понятия <…> Значение дано, сознание задано как «горизонт ожидания» — и потому развивается; в богословском суждении — это установка на Бога-Сына (евангельское Иоанново христианство).
Номинализм в познании связывает слово с понятием, исходя из реально представленного в сознании предмета (вещи), в этом случае единственная связь предмета с понятием осуществляется посредством предметного значения, т.е. определяется объемом понятия. Предметное значение дано, познание задано как «горизонт ожидания» и потому развивается. В богословской традиции это установка на Бога-Духа (протестантское Петрово христианство).
Концептуализм в своем знании понятия (идеи) соединяет слово и предмет в поисках смысла (смыслов) на основе единства содержания и объема понятия, т.е. представляет сконструированное понятие в его целом (почему, собственно, и именуется концептуализмом — от лат. conceptus ‘понятие’). Понятие дано, знание развивается в «горизонте ожидания». В богословской традиции это ориентация на Бога-Отца (католическое Павлово христианство).
Резкое неприятие данных позиций друг другом определялось этическим производным, исторически наложившимся на познавательный субстрат. Реализм, устремленный к сознанию (> сознательности > совести и т.д.) развивает и закрепляет в ментальности духовные особенности личности. Номинализм, устремленный к познанию предметного мира, развивает и закрепляет в ментальности прагматические особенности личности. Концептуализм, устремленный к получению знаний, развивает и закрепляет в ментальности интеллектуальные особенности личности.
Номиналистическая философия марксизма способствовала постепенному вхождению в научную практику номиналистических взглядов с креном в сторону концептуализма, ставшего основным, внешне примиряющим реализм с номинализмом, складом мысли. Но философский марксизм долго предохранял от влияния постмодернизма — того «веселого нигилизма» и ловкого штукарства, о котором предупреждал Густав Шпет. Но нынешнее состояние научного метода характеризуется философским эклектизмом на фоне позитивистской серости.
Собственно говоря, сила русской ментальности в том, что русский человек ни в ком не видит авторитета, поскольку в качестве абсолютного авторитета для него выступает Бог.
А уж давлений со стороны русский человек испытал на себе во множестве, так что хотя бы в «умственной сфере разума» он желал быть свободным.
Специфика русской ментальности и процессов культурной ментализации на всех этапах своего развития определялась установкой на нравственность, на то, что нравится, что по нраву всем.
Только поверхностному уму кажется, будто за последнее столетие мы много раз изменяли свое умонастроение, свою ментальность, свой взгляд на мир. Увы! Всё вовсе не так: смена идеологии <…> не лишает нас концептуальной мысли. <…> Соборная мысль, не подчиняясь рассудку сборному как массовому, продолжает виться, и клубок далеко не распутан. К тому же слишком много разномастных котят вертится вокруг клубка, стараясь перепутать нити, сплести в узлы скользящее их течение. Единственное, что внятно и заметно в современных размышлениях о семантической парадигме, — это устремленность к слову как основному элементу семантического треугольника, и к символу как основному компоненту концептуального квадрата.
Книга представляет собой опыт герменевтического толкования философских текстов мыслителей XVIII–XX веков. Показано столкновение русского реализма и западного номинализма в границах выявления в языке и в речи концептуальной сущности бытия как Логоса. Рассмотрены достоинства и недостатки обеих точек зрения на общем фоне общественной и социальной жизни России переломной ее эпохи, объяснены причины русского «уклонения» в концептуализм и намечены пути выхода из создавшегося тупика. Законченность развития этой культурной парадигмы дает возможность весь процесс представить последовательно, достоверно и максимально точно. Книга может быть рекомендована лингвистам, работающим в области философии, и философам, не чуждым лингвистики, а также всем тем, кто интересуется историей русской мысли в момент ее расцвета. (Аннотация составлена В.В. Колесовым)
- Терминология
- Тема
- Филология
- Преобразования
- История
- Живое знание
- Реализм
- Онтологизм
- Реализм в отношении к концепту
- Распределение
- Логос и слово
- Проблема
- Формулировка
- Четыре концепции
- Платон и Аристотель
- Признаки
- Вектор движения
- Понятия
- Идея и значение
- Термины
- Русская философия
- Расхождения
- Современные представления
- Предварительные обобщения
- Слово и дело
- Добро и польза
- Ценности
- Право и долг
- Наука и вера
- Образ и понятие
- Синтез
- Материя и развитие
- Древнерусская философия
- Слово и символ
- Смысл
- Влияния
- Преобразования
- Распределение
- Приближение к теме
- Философские методы
- Описательный метод
- Трансцендентальный метод
- Диалектический метод
- Немецкая философия
- Истины разума и истины факта
- Идея и понятие
- Идея и вещь
- Узус и аналогия
- Принцип вещи
- Теория познания
- Язык и понятие
- Неприятие Канта
- Диалектика
- Сознание, познание, знание
- Символичность понятия
- Концепт и символ в системе
- Судьба
- Энтелехия сущего
- Развитие идей
- Задачи
- Литературный язык
- Языкознание
- Предмет и объект
- Научные школы
- Петербургская лингвистика
- Слово и текст в развитии
- Измаил Иванович Срезневский (1812–1880)
- Сравнительно-исторический метод
- Русская грамматика
- Форма и неформа
- Предварительные замечания
- Особенности русской философии
- Предпосылки и источники
- Владимир Федорович Одоевский (1803 или 1804?–1869)
- Алексей Степанович Хомяков (1804–1860)
- Язык и слово
- Иван Васильевич Киреевский (1806–1856)
- Современные интерпретации
- Александр Иванович Герцен (1812–1870). Представитель другого направления
- Борис Николаевич Чичерин (1828–1904)
- Принципы позитивизма
- Русский позитивизм
- Петр Лаврович Лавров (1823–1900)
- Константин Дмитриевич Кавелин (1818–1885)
- М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, Д.И. Писарев
- Предварительные замечания
- Памфил Данилович Юркевич (1826–1874)
- Александр Иванович Введенский (1856–1925)
- Иван Иванович Лапшин (1870–1955)
- Понятие и метафора
- Гумбольдт
- Гумбольдт и Потебня
- Слово и суждение
- Понятие как экспликация концепта
- Знание и познание
- Лингвистический знак и содержательные формы слова
- Язык и слово
- Менталитет и проблема национальной идентичности
- Этимология
- Алексей Александрович Козлов (1831–1901)
- Деятельность в действительности
- Принципы философии
- Знание и сознание в познании
- Концепт и понятие
- Петербургское философствование
- Сергей Алексеевич Аскольдов (1871–1945)
- Форма
- Концепт и понятие
- Лев Михайлович Лопатин (1855–1920)
- Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900)
- Философия символа
- Философия Сущего
- Сущее и явление
- Сущность в суждении
- Логос и слово
- Философские понятия
- Сергей Николаевич Трубецкой (1862–1905)
- Философская терминология
- Реализм
- Действительность
- Категория
- Парадигма
- Понятие
- Система
- Функция и норма
- Движение понятий
- Субъект и объект
- Направления философии
- Классификация
- Линии последовательности
- Цель
- Предпосылки познания
- Исследование
- Результат сравнения
- Современные представления
- Новые идеи
- Персонализм реалиста
- Феноменологизм и экзистенция
- Теория познания и гносеология
- Интуиция и смысл
- Познание понятия
- Символ
- Логос как смысл
- Слово и Логос
- Реализм contra номинализм
- Экзистенциализм
- Экзистенция
- Скептицизм
- Понятие и слово
- Результат
- Понятие и образ
- Образ и слово
- Система Лосского
- Теория познания
- Эмпиризм идеи
- Материя и система
- Причина и истина
- Целое как ценность
- Синтез в слове
- Суждение
- Результаты
- Философия
- Интуиция Абсолютного
- Действительность и реальность
- Субъект и объект
- Система: род и виды
- Понятие
- Образ
- Концепт
- Глубины сущности
- Познание как знание
- Слово как Логос
- Принцип русской гносеологии
- Философия
- Логизм
- Сущность
- Символ
- Язык и слово
- Философия
- Понимание
- Творчество
- Философия
- Мышление
- Понятие
- Образ и слово
- Слово и концепт
- Философия
- Рассудок и Разум
- Познание
- Антиномии и пропорции
- Язык и речь
- Двуединство слова
- Двусмысленность слова
- Образ и понятие
- Грани символа
- Энергия движения
- Концепт
- Имя и термин
- Форма
- Этика слова
- Философия
- Наука и вера
- Истина Логоса
- Субстанция
- Суждение
- Сказуемое
- Синкретизм
- Смысл идеи
- Сознание: слово-образ
- Познание: слово-понятие
- Знание: слово-символ
- Язык
- Категория
- Форма
- Этический реализм
- Два символизма
- От красного к белому
- От круга к спирали
- Магия слова
- Идея
- Смысл познания
- От белого к черному
- Терминология
- Форма
- Становление символа
- Язык и ментальность
- Преодолеть Канта
- Система философии
- Метод
- Имя и слово
- Имя и сущность
- Смысл Логоса
- Первоисточник идеи
- Идея и эйдос
- Полагание смысла
- Символ и миф
- Становление символа
- Язык и стиль
- Герменевтика смысла
- Расстановка сил
- Георгий Петрович Федотов (1886–1951)
- Борис Петрович Вышеславцев (1866–1924)
- Александр Александрович Мейер (1874–1939)
- Борис Валентинович Яковенко (1884–1949)
- Типология
- Основной предмет
- Динамика реализма
- Принцип изложения
- Основная классификация
- Субъект и объект
- Познание
- Смысл и слово
- Система и норма
- Сущность инварианта
- Определение
- Традиция
- Исходная точка
- Терминология
- Метод
- Принципы
- Панхрония
- Формализм
- Язык
- Слово
- Концепт
- Результаты
- Генрих Риккерт
- Эрнст Кассирер
- Мартин Хайдеггер
- Философия
- Концептуализм
- Язык
- Феноменология системы
- Антиномии
- Мнения
- Сомнения
- Следствия
- Позиция
- Сущность
- Значение
- Образ и форма
- Слово и понятие
- Язык и формы
- Реализм и номинализм
- Язык и слово
- Форма и содержание
- Теория и философия
- Смысл формы
- Осадок структурализма
- Антиномии познания: Якобсон
- Источники
- Феноменологизм
- Значение
- Семиотика вместо семантики
- История культурологии
- Символ и культура
- Культура как язык
- Логика культуры
- Моральные издержки
- Основания
- Проекция
- Русский позитивизм
- Принципы знания
- Принципы познания
- Принципы языка
- Неономинализм
- Терминология
- Задача
- Результаты
Действительность Действительность предстает как общая формула всего, что существует объективно вне меня, что можно преодолеть действием, покорить словом и познать как действительное, настоящее, подлинное. Значение, предметное значение, смысл Отношение идеи к знаку есть значение (равно содержанию понятия, десигнат); отношение идеи к вещи есть предметное значение (равно объёму понятия, денотат); освобожденное от идеи отношение знака к вещи есть смысл знака в контексте вещи. Категория Категория понимается как предельно абстрагированное понятие, или, иначе говоря, как понятие в его стремлении к концепту. Концепт <…>conceptus есть про-явление conceptum'а. <…> Концепт неизменен. <…> концепт как сущность выражается не феноменами образа, символа или понятия, но явлением всех трех содержательных форм в их диалектическом единстве, т.е. исторически в противоречивом развитии. Содержательные формы концепта, отраженные в словесном знаке, проходят внутреннее развитие от образа к символу, формируя понятие; при этом происходит уточнение в вос-при-ят-ии «вещи» — на уровне образа и символа это предмет (явление материи), а на уровне понятия — объект (априорная форма сознания). Отсюда важность всех трех содержательных форм концепта, воплощаемых в законченности понятия. <…> воссоздать единый процесс возрастания творческой энергии соборной мысли, направленной на осознание и утверждение концепта как основной ценности национального сознания <…>. Ментализация, идеация, идентификация В истории русского самосознания роль слова как носителя смысла и значения всегда была исключительно важной. Процесс древнерусской ментализации есть (в основе) перенесение на русскую почву, через славянское слово, основных символов христианской культуры, данных как метонимическая последовательность в расширении предметного значения слова (транспозиция и пр.). Это накопление новых объёмов понятий, определяемое номиналистической (аристотелевской) позицией «из вещи» и для вещи. Процесс старорусской идеации — это (как правило) развитие закрепленных в культуре символов через славянское слово, данный как последовательность метафорических расширений в значении слова. Это накопление новых содержаний понятия, определяемое реалистической (неоплатонической) позицией «из слова», уже достаточно зрелого, чтобы начать с ним творческую работу. Процесс идентификации, характерный для Нового времени, — это соотнесение согласованных признаков понятия (его объёма и содержания), признаваемых за истинные, с реальностью вещей. Такой, в принципе дедуктивный, процесс, определяемый концептуалистским современным мышлением, совершенно устраняет проблему значения и предметного значения, поскольку признается, что понятие сложилось, изменений не требуется, нужно только знать (идентифицировать) истинное соотношение между знаком и вещью в их смысле. Ментальность <…> сущность возможных инвариантов укоренена в ментальности, которая и выявляется в результате философствования. Образ Содержательные формы концепта, отраженные в словесном знаке, проходят внутреннее развитие от образа к символу, формируя понятие; при этом происходит уточнение в вос-при-ят-ии «вещи» — на уровне образа и символа это предмет (явление материи). А на уровне понятия — объект (априорная форма сознания). Отсюда важность всех трех содержательных форм концепта, воплощаемых в законченности понятия. Заслуга Канта — в открытии перехода развивающегося сознания от образа к понятию; ср. знаменитое «понятия без наглядных представлений пусты, а представления без понятий — слепы». Понятие <…> понятия менее всего долговечны и в отличие от символов способны меняться по мере изменения жизни. <…> понятие — форма наиболее хрупкая в развертывании концепта. Реализм, реальность Реальность есть сущее, т.е. жизнь, — таково определение того концептуального зерна, которое прорастает в образе объективной действительности (мыслимое сущее), фиксируется в понятии реальной действительности (реальное сущее), и предстает в символе объективной реальности (мыслимое реальное). <…> Реализм превращает действительность в реальность. Символ Символ есть не только и не просто знак, но — в другом содержательном смысле — также и высшая содержательная форма этого знака. <…> основная содержательная форма концептума. <…> Символ есть зрелость концепта, прошедшего момент понятия. <…> основная содержательная форма, являющая концепт в максимальной полноте только при одновременном соотнесении с понятием или с образом. Слово, имя Знак со своим значением есть лингвистическая единица — слово; вещь со своим предметным значением есть логическая единица — имя. <…> Словесный знак <…> становится словом в своем приближении к Логосу.