PDF-версия сборника
Язык и ментальность в диахронии [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по итогам III Всерос. науч. семинара для молодых ученых с междунар. участием. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. – 410 с. – ISBN 978-5-9984-1626-2. – Электрон. дан. (3,02 Мб). – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Intel от 1,3 ГГц ; Windows XP/7/8/10 ; Adobe Reader ; дисковод CD-ROM. – Загл. с титул. экрана.
От редакционной коллегии
28 – 30 сентября 2021 г. в рамках XIV Международной научной конференции «Языковые категории и единицы: синтагматический аспект» прошел III Всероссийский научный семинар для молодых ученых с международным участием «Язык и ментальность в диахронии». Мероприятие было организовано кафедрой русского языка Педагогического института Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ).
Сборник научных трудов по итогам семинара открывает раздел «Изучение взаимодействия языка и ментальности: наследие В.В. Колесова».
Владимир Викторович Колесов – выдающийся ученый-филолог, уникальный специалист в области русского исторического языкознания, доктор филологических наук, почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Академии гуманитарных наук – ушел из жизни 15 мая 2019 года. Среди основных тем работ Владимира Викторовича последних десятилетий – отражение в языке русской ментальности. Предложенное им определение ментальности цитируется большинством современных исследователей, обращающихся к рассмотрению данного феномена: ментальность – «…миросозерцание в категориях и формах родного языка, соединяющее в процессе познания интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях»[1]. Разделы «Глубинные смыслы в языке и тексте», «Язык и ментальность в исследованиях молодых ученых» также основаны на этом подходе к пониманию взаимодействия языка и ментальности.
Выбор темы и направленности семинара был обусловлен тем, что в настоящее время наблюдается спад интереса к изучению языка в диахронии – особенно у молодых ученых (как прозвучало на одной из конференций, «история языка обезлюдела»). На наш взгляд, это объясняется целым рядом причин, среди которых – определенное отставание исторических исследований в общетеоретическом плане, ограничение частными диахроническими описаниями, приводящее к «отрыву» от современных приоритетов и новых подходов к лингвистическим изысканиям, хотя вопросы, связанные с отраженной в языке исторически сложившейся совокупности представлений о мире, способе восприятия и концептуализации действительности, являются основополагающими при решении актуальных лингвистических проблем в русле современного антропоцентрического взгляда на язык.
Следует сказать, что первое издание по данной тематике вышло в 2017 г. и открывалось обширной статьей самого В.В. Колесова[2]. Мы с Владимиром Викторовичем переписывались по поводу его статьи и издания в целом, он знакомился с «преамбулой», со следующими вопросами, которые предлагались для обсуждения в виде условного «домашнего задания»[3]:
1. Источники и методы изучения взаимоотношения языка и ментальности в диахронии.
а) Бóльшая часть современных диахронических работ опирается на материал, извлеченный из исторических словарей и картотек (а не из первоисточников, не из средневековых текстов). Не приводит ли это нас к ситуации, когда вместо средневековой ментальности изучается логика ученых-лексикографов XIX-XXI вв. (?)
б) Какие методы изучения исторической семантики слова вы используете/ можете предложить?
2. В таблице представлены основные концептуальные формы русской ментальности (В.В. Колесов) и их отражение в языке. Подтверждает ли ваш материал подобные изменения? Или вы наблюдали иные закономерности развития?
3. Как вы представляете себе модель развития лексического значения?
Априорно модель представлена, как правило, следующим образом: от простого к сложному (от абстрактного к конкретному, от прямого к переносному). Учитывает ли подобная модель особенности древней ментальности (синкретизм абстрактного мышления и чувственного восприятия)? Как в этом случае ее можно представить?
4. В таблице представлены устойчивые сочетания слов (синкретемы) в их истории. Можете ли вы расширить таблицу? Встречались ли подобные примеры в вашем материале?
5. Показывает ли ваш материал, как отражаются в языке представления о пространстве, времени, количестве, качестве (ценности), цвете, свете и др. (?). Приведите примеры.
6. Концепт как единица ментальности: миф или реальность? Какое место занимает данное явление в языковой системе?
7. Отличаются ли семантические сближения в диахронии от современной образности? Если отличаются, то чем? Есть ли особенности выражения оценки в древнем тексте? Если есть, то какие?
Значительная часть данных вопросов была обсуждена на заседаниях семинара (руководители – проф. О.Л. Арискина, проф. Л.И. Богданова, проф. Е.М. Маркова, проф. М.Вас. Пименова) как в лекциях и докладах известных исследователей, так и в сообщениях начинающих молодых авторов – аспирантов, магистрантов и студентов.
Всего в издании содержатся 57 публикаций лингвистов из России (Владимир, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург), Беларуси (Витебск), Тайваня (Тайбэй), Туркмении (Кушка, Туркменабад, Чарджоу), Узбекистана (Термез), Финляндии (Тампере) и др.
Редакционная коллегия выражает искреннюю благодарность всем авторам и надеется на дальнейшее сотрудничество.
Ответственный редактор
М. Вас. Пименова
1 Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова …». СПб.: Златоуст, 1999. С. 268.
2 Язык и ментальность в диахронии. Материалы Всероссийского научного семинара с международным участием для молодых ученых (Владимир-Суздаль, 26–28 сентября 2017 года). – Владимир: Транзит-ИКС, 2017. С. 7–36.
3 Там же. С. 3–6