История русского языкознания

Особенностью данного учебника является то, что он создавался на протяжении очень длительного периода и является итогом долгих и глубоких размышлений автора. На основе скрупулезного анализа трудов русских лингвистов В. В. Колесов показал становление и развитие русской лингвистической науки от ее истоков до современного состояния, раскрыл пути освоения и совершенствования национальной лингвистической наукой исследовательских методов, развивающихся в течение длительного времени, указал на изменение принципов познания и отношения к объекту изучения и предмету описания, доказал, что русская лингвистическая мысль ориентирована на синтетическую модель реконструкции. С глубоким сожалением автор констатирует, как современная отечественная наука диссонирует с глубокими исследованиями А. Х. Востокова, А. А. Потебни, А. А. Шахматова, Б. А. Ларина, В. В. Виноградова, М. М. Бахтина и др. лингвистов прошлого. Характеризуя современную лингвистическую науку, автор делает акцент на ее глубоком кризисе и схоластичности. Указанный кризис выражается в следующем: в ограничении основных тем исследования (с. 244), в агрессивно выраженной приверженности к собственному научному направлению (с. 244), в отсутствии общей теории, восполняемой изложением и комментированием текстов, признанных авторитетными (с. 245), в гипертрофированном преувеличении дедукции в ущерб индукции (с. 246), в создании формальных классификаций вместо творческого погружения в объект (с. 247), в стремлении к универсалиям, которые подаются как истинное знание в последней инстанции (с. 248), в несводимости формально-логических схем к предметно-логическим схемам научной деятельности (с.249), в чрезмерном уделении внимания дискуссии о роли термина-знака (с. 250), в эрудиции как воплощении учености вместо углубленного исследования предмета (с. 253), в безразличии к практическому применению научного знания (с. 255), в отсутствии национальных научных школ в угоду пресловутой глобализации (с. 257).

В учебнике последовательно и системно рассказано о развитии отечественного языкознания, системно рассмотрены теории, методы и принципы изучения языка. Разобраны общие вопросы истории отечественной русистики, история ее сложения, предпосылки научного знания. Даны статьи об известных лингвистах, внесших осязаемый вклад в развитие русистики и языкознания в целом, а также обобщающие теоретические статьи, показана органическая связь национальных языковедческих школ с культурными переживаниями народа. Учебник состоит из двух томов. В первом томе приведен материал о развитии русского языкознания с Х1 до первой половины Х1Х века, рассмотрены общие вопросы науки. Во втором томе содержатся очерки об отечественных лингвистах (А. Х. Востоков, А. А. Потебня, А. А. Шахматов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Б. А. Ларин, В. В. Виноградов, М. М. Бахтин и другие), а также статьи, которые подводят итог сделанного и показывают возможности будущего развития. Учебник предназначен студентам высших учебных заведений, аспирантам и преподавателям, а также всем интересующимся.

Том 1

Часть 1

От автора…4

Введение к курсу…6

Развитие лингвистических идей у восточных славян эпохи средневековья…27

Основные источники и идеи 1Х-ХШ вв….27

Риторика и поэтика текста…32

Слово в тексте, эмансипация слова и расширение текста…42

Развитие грамматических идей в Х1У-ХУ1 вв…48

Завершение средневековой традиции: обобщающие грамматики…63

Развитие грамматических категорий и понятий1…69

Развитие грамматической терминологии, грамматических определений и понятий о языке…76

Переосмысление объекта в границах естественного языка…95

Заключение…99

К истории русской грамматической терминологии: звук…100

Взаимоотношение стиля и нормы в учениях ХVШ в…105

Русский язык в ХVШ в…118

Россия в ХVШ в…118

Язык, речь, ментальность…146

Речевые стили и стиль жизни…163

Вразумление понятием…227

Становление идеи развития в русском языкознании первой половины ХIХ в…228

Том 2

Часть 2

Открытие слова

Открытие метода: А. Х. Востоков…5

В поисках слова: А. Х. Востоков…35

Слово и текст: И. И. Срезневский…56

Развитие метода: А. А. Потебня…80

Накопление фактов…98

Я.К. Грот…98

А.И. Соболевский…105

А.А. Шахматов…111

Учение А. А. Шахматова о предложении с точки зрения когнитивистики…129

Обобщение данных: И. А. Бодуэн де Куртенэ…150

Философские основы лингвистического творчества И. А. Бодуэна де Куртенэ…178

Вхождение в стиль: Б. А. Ларин…190

Идея формы у формалистов…209

Вхождение в концепт: В. В. Виноградов…219

Слово и концепт: Михаил Бахтин…229

Часть 3

Осмысление дела

Результаты и прогнозы…243

Напоминание о схоластике…243

Научная школа и школа науки…257

Русистика в Санкт-Петербурге…273

«Семантический треугольник»: Взгляд из лингвистического угла…295

Философия и лингвистика…309

Когнитивная грамматика как развитие грамматики формальной…330

Новинки по дисциплине «Языкознание»…350

Внешний дуализм – под внешним дуализмом имеется в виду позиция, при которой язык и мышление резко противопоставлены друг другу.

Внутренний дуализм – под внутренним дуализмом понимается то, что язык есть одновременно часть когниции (познания) и часть мира.

Концептуализация – под концептуализацией концептолог понимает живой процесс порождения новых смыслов в содержательных формах концепта.

Металингвистика – обычно металингвистикой называют лингвистическую дисциплину, изучающую особенности содержательной стороны языка в связи с речевым мышлением, поведением человека в социальной среде, вообще с прагматическим использованием языка.

Осознанная духовность – осознанная духовность есть ментальность, которую можно определить как мировосприятие в категориях и формах родного языка, соединяющее интеллектуальные, волевые и духовные качества национального характера в типичных его свойствах.

Литературный язык – обязательно должен соответствовать четырем качествам: он должен (1) использоваться во всех без исключения сферах деятельности, и потому (2) обладать изучаемой всеми носителями языка нормой, а кроме того, (3) получить общезначимые единицы речи с выражением понятий, отказавшись от местных слов, передающих образы и символы, хотя и (4) используемые иногда в качестве стилистических средств речи.

Норма – динамический процесс выявления инварианта (самого общего, типичного варианта) на основе речевых вариантов, выработанных развивающейся системой языка (том 1, с. 163); норма есть познанная система.

Термин – согласно смыслу слова («граница») – это граница обозначения понятия, которое имеет единственное значение.

История – регистрация (описание) максимально достоверных фрагментов познанной на уровне структуры системы, построение моделей этой системы.

Становление – становление как простая смена одного момента другим с уничтожением предыдущего, как непрерывная текучесть потока информации, открытий, методик и т.д. с невозможностью выделить моменты перерывов.

Развитие – постепенное развертывание того, что в самом начале уже содержится в объекте, но пока еще в «неразвитом» виде.

Эволюция – связана с обозначением постепенности количественных накоплений новых качеств без указания на момент завершенности.

Изменение – чисто внешняя констатация движения и вместе с тем его становления, его результата.

Язык – под языком здесь понимается общая цельность и системное единство всех знаков категорий и структур речевой деятельности, необходимой для создания, хранения и использования ментальных образов (речемыслительная функция), общения (коммуникативная функция) и художественного творчества (эстетическая функция данного народа).

Стиль – есть осознанная система речи, в которой сталкиваются старые и новые формы, даже грамматические. Стиль есть возможность адекватного выражения мысли во всех оттенках чувства и воли, используя все средства языка разного происхождения, характера и значения.

Колесов В.В. История русского языкознания: Очерки и этюды. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2003, 472 с.

Колесов В.В. История русского языкознания. М.: Юрайт, 2019. Т.1. 333 с.  Т.2. 351 с.
Б. В. Кунавин
Translate »