- Роль в развитии науки
- Говорит В.В. Колесов
- Официальная аннотация
- Оглавление
- Глоссарий
- Отклики и рецензии
- Печатные издания
- Доксограф
Особенностью данного учебника является то, что он создавался на протяжении очень длительного периода и является итогом долгих и глубоких размышлений автора. На основе скрупулезного анализа трудов русских лингвистов В. В. Колесов показал становление и развитие русской лингвистической науки от ее истоков до современного состояния, раскрыл пути освоения и совершенствования национальной лингвистической наукой исследовательских методов, развивающихся в течение длительного времени, указал на изменение принципов познания и отношения к объекту изучения и предмету описания, доказал, что русская лингвистическая мысль ориентирована на синтетическую модель реконструкции. С глубоким сожалением автор констатирует, как современная отечественная наука диссонирует с глубокими исследованиями А. Х. Востокова, А. А. Потебни, А. А. Шахматова, Б. А. Ларина, В. В. Виноградова, М. М. Бахтина и др. лингвистов прошлого. Характеризуя современную лингвистическую науку, автор делает акцент на ее глубоком кризисе и схоластичности. Указанный кризис выражается в следующем: в ограничении основных тем исследования (с. 244), в агрессивно выраженной приверженности к собственному научному направлению (с. 244), в отсутствии общей теории, восполняемой изложением и комментированием текстов, признанных авторитетными (с. 245), в гипертрофированном преувеличении дедукции в ущерб индукции (с. 246), в создании формальных классификаций вместо творческого погружения в объект (с. 247), в стремлении к универсалиям, которые подаются как истинное знание в последней инстанции (с. 248), в несводимости формально-логических схем к предметно-логическим схемам научной деятельности (с.249), в чрезмерном уделении внимания дискуссии о роли термина-знака (с. 250), в эрудиции как воплощении учености вместо углубленного исследования предмета (с. 253), в безразличии к практическому применению научного знания (с. 255), в отсутствии национальных научных школ в угоду пресловутой глобализации (с. 257).
<…> современную науку мы понимаем меньше, чем науку любого другого уже завершенного в цикле периода.
Обогащение метода на каждом последующем этапе не отменяет, разумеется, практической ценности предыдущих методик, однако они понижаются до ранга конкретной методики, а острие научного прогресса, современный научный метод они уже не обеспечивают, поскольку не соответствуют методическим установкам данной исторической эпохи.
<…> процесс построения философских основ науки <…> продолжается реально, хотя отчасти он затушеван серпантином терминологии, которым некоторые прыткие люди желали бы нас опутать безо всякой пользы для существа дела.
<…> Ментализация традиционного сознания закончилась в момент становления Московской Руси, идентификация начала осуществляться в конце ХУП в. и захватила всю Петровскую эпоху. Таким образом, весь период существования Московской Руси (время становления, развития и совершенствования собственно русской ментальности, поскольку именно в это время происходило «постижение признаков мира» под углом зрения сложившегося в кому времени русского языка.
Сравнительно исторического метода в его целостном, известном теперь виде не было в первой половине прошлого (Х1Х в. – Б.К.) века, а различные вариации сравнительного метода имели ясно обозримые национальные границы.
Следующее поколение языковедов уже понимало, что односторонность только сравнительного или исторического метода превращает описание объекта в мертвую схему.
Только в трудах А. А. Потебни (1835–1891) диалектика «сравнительного» и «исторического» приобрела свойственное ей теперь единство и глубокий смысл как научная теория исследования.
Русская лингвистическая мысль ориентирована на синтетическую модель реконструкции; и в дальнейшем, на последующих этапах разработки теоретического языкознания, русские ученые трансформировали аналитические разработки немецких коллег в чисто славянские синтетические построения.
Сравнительный метод недопустим без истории.
Для славянофилов язык – не отвлеченное понятие, категория, не структура языка, а что-то живое <…> живущее в неразрывном единстве с духом и мыслью народа.
А. Х. Востоков не создал бы классической грамматики русского языка, не будь он историком.
В общей оценке науки или научного метода, характерных для того или иного времени, полезно учитывать степень новизны методики или границы ее использования.
Буслаевская грамматика имела большее значение, чем история языка К.С. Аксакова. Это было обусловлено ориентацией на заимствование теоретических идей немецкой грамматики.
Сравнительно-исторический метод как научный метод исследования складывался постепенно, трудами многих поколений ученых, в том числе отечественных. Это самый эффективный научный метод.
<…> в области исторической фонетики А. А. Потебня демонстрировал возможности многофункционального подхода к реконструкции праязыка.
Нужно подчеркнуть, что и самый подход к объекту исследования у Потебни намеренно синтетический. Подвергая анализу любое частное явление языка, он рассматривает его как форму или функцию языковой системы в целом, никогда не опускаясь до отвлеченно-схематического классификационного, по сути дела, анализа частности.
В известном смысле научная позиция Потебни-ученого столь же синтетична, как и его общая методологическая установка на язык.
Основным методом изучения материала для А. А. Потебни оставалось сравнение.
В своих работах Грот – сторонник сравнительного метода в языкознании – в основу описания положил морфему.
А. А. Шахматов – создатель курса русского литературного языка, в трудах его учеников этот курс стал наукой.
Важнейшим научным достижение Бодуэна в петербургский период его деятельности явилась отработка теории фонемы.
В Казанский период Бодуэн понимает фонему как инвариант звуков, объединенных общностью их функций.
Для реалиста идея и вещь равноценны, идея (понятие) даже важнее вещи, поскольку ей предшествует…
У номиналистов понятие равно слову <…> для номиналиста все значение сводится к слову в отрыве от его предмета.
Ларин основное внимание уделяет социологической стороне дела; не ограничиваясь узкоформальным описанием стиля («техники»), он ставит проблему на функциональную основу, в исторической перспективе пытаясь увидеть содержательный подтекст.
Продолжая традиции петербургской филологической школы, В. В. Виноградов явным образом следовал ее методологическим постулатам. Он признавал, что семантика языкового знака важнее его (внешней) формы, которая в принципе тоже может стать содержанием как внутренняя форма слова.
Философская установка Бахтина с самого начала была ориентирована на идеологию символических форм в искусстве, прежде всего в словесном искусстве.
Основная заслуга Бахтина именно в синтезе тех философских, логических оснований и фактических достижений «гуманитарии» ХХ в., которые созданы усилиями многих ученых Петербургского университета в довоенные годы.
В учебнике последовательно и системно рассказано о развитии отечественного языкознания, системно рассмотрены теории, методы и принципы изучения языка. Разобраны общие вопросы истории отечественной русистики, история ее сложения, предпосылки научного знания. Даны статьи об известных лингвистах, внесших осязаемый вклад в развитие русистики и языкознания в целом, а также обобщающие теоретические статьи, показана органическая связь национальных языковедческих школ с культурными переживаниями народа. Учебник состоит из двух томов. В первом томе приведен материал о развитии русского языкознания с Х1 до первой половины Х1Х века, рассмотрены общие вопросы науки. Во втором томе содержатся очерки об отечественных лингвистах (А. Х. Востоков, А. А. Потебня, А. А. Шахматов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Б. А. Ларин, В. В. Виноградов, М. М. Бахтин и другие), а также статьи, которые подводят итог сделанного и показывают возможности будущего развития. Учебник предназначен студентам высших учебных заведений, аспирантам и преподавателям, а также всем интересующимся.
Том 1
Часть 1От автора…4
Введение к курсу…6
Развитие лингвистических идей у восточных славян эпохи средневековья…27
Основные источники и идеи 1Х-ХШ вв….27
Риторика и поэтика текста…32
Слово в тексте, эмансипация слова и расширение текста…42
Развитие грамматических идей в Х1У-ХУ1 вв…48
Завершение средневековой традиции: обобщающие грамматики…63
Развитие грамматических категорий и понятий1…69
Развитие грамматической терминологии, грамматических определений и понятий о языке…76
Переосмысление объекта в границах естественного языка…95
Заключение…99
К истории русской грамматической терминологии: звук…100
Взаимоотношение стиля и нормы в учениях ХVШ в…105
Русский язык в ХVШ в…118
Россия в ХVШ в…118
Язык, речь, ментальность…146
Речевые стили и стиль жизни…163
Вразумление понятием…227
Становление идеи развития в русском языкознании первой половины ХIХ в…228
Том 2
Часть 2Открытие слова
Открытие метода: А. Х. Востоков…5
В поисках слова: А. Х. Востоков…35
Слово и текст: И. И. Срезневский…56
Развитие метода: А. А. Потебня…80
Накопление фактов…98
Я.К. Грот…98
А.И. Соболевский…105
А.А. Шахматов…111
Учение А. А. Шахматова о предложении с точки зрения когнитивистики…129
Обобщение данных: И. А. Бодуэн де Куртенэ…150
Философские основы лингвистического творчества И. А. Бодуэна де Куртенэ…178
Вхождение в стиль: Б. А. Ларин…190
Идея формы у формалистов…209
Вхождение в концепт: В. В. Виноградов…219
Слово и концепт: Михаил Бахтин…229
Часть 3
Осмысление дела
Результаты и прогнозы…243
Напоминание о схоластике…243
Научная школа и школа науки…257
Русистика в Санкт-Петербурге…273
«Семантический треугольник»: Взгляд из лингвистического угла…295
Философия и лингвистика…309
Когнитивная грамматика как развитие грамматики формальной…330
Новинки по дисциплине «Языкознание»…350
Внешний дуализм – под внешним дуализмом имеется в виду позиция, при которой язык и мышление резко противопоставлены друг другу.
Внутренний дуализм – под внутренним дуализмом понимается то, что язык есть одновременно часть когниции (познания) и часть мира.
Концептуализация – под концептуализацией концептолог понимает живой процесс порождения новых смыслов в содержательных формах концепта.
Металингвистика – обычно металингвистикой называют лингвистическую дисциплину, изучающую особенности содержательной стороны языка в связи с речевым мышлением, поведением человека в социальной среде, вообще с прагматическим использованием языка.
Осознанная духовность – осознанная духовность есть ментальность, которую можно определить как мировосприятие в категориях и формах родного языка, соединяющее интеллектуальные, волевые и духовные качества национального характера в типичных его свойствах.
Литературный язык – обязательно должен соответствовать четырем качествам: он должен (1) использоваться во всех без исключения сферах деятельности, и потому (2) обладать изучаемой всеми носителями языка нормой, а кроме того, (3) получить общезначимые единицы речи с выражением понятий, отказавшись от местных слов, передающих образы и символы, хотя и (4) используемые иногда в качестве стилистических средств речи.
Норма – динамический процесс выявления инварианта (самого общего, типичного варианта) на основе речевых вариантов, выработанных развивающейся системой языка (том 1, с. 163); норма есть познанная система.
Термин – согласно смыслу слова («граница») – это граница обозначения понятия, которое имеет единственное значение.
История – регистрация (описание) максимально достоверных фрагментов познанной на уровне структуры системы, построение моделей этой системы.
Становление – становление как простая смена одного момента другим с уничтожением предыдущего, как непрерывная текучесть потока информации, открытий, методик и т.д. с невозможностью выделить моменты перерывов.
Развитие – постепенное развертывание того, что в самом начале уже содержится в объекте, но пока еще в «неразвитом» виде.
Эволюция – связана с обозначением постепенности количественных накоплений новых качеств без указания на момент завершенности.
Изменение – чисто внешняя констатация движения и вместе с тем его становления, его результата.
Язык – под языком здесь понимается общая цельность и системное единство всех знаков категорий и структур речевой деятельности, необходимой для создания, хранения и использования ментальных образов (речемыслительная функция), общения (коммуникативная функция) и художественного творчества (эстетическая функция данного народа).
Стиль – есть осознанная система речи, в которой сталкиваются старые и новые формы, даже грамматические. Стиль есть возможность адекватного выражения мысли во всех оттенках чувства и воли, используя все средства языка разного происхождения, характера и значения.
Никитин О. В. В. В. Колесов. История русского языкознания: очерки и этюды // Русская речь. 2005. № 2. С. 119–123.
Колесов В.В. История русского языкознания. М.: Юрайт, 2019. Т.1. 333 с. Т.2. 351 с.